Содержательно моя работа была несложной. Ничего особенного не бросалось в глаза и посетителям супермаркета: седовласый мужчина в чёрной униформе охранной компании размеренно и неторопливо прохаживался в торговом зале среди стеллажей с товарами компьютерной и игровой техники. Десятичасовой рабочий день с небольшими регламентными перерывами позволял мне не только наблюдать за действиями покупателей, но и предаваться собственным размышлениям. Как в калейдоскопе, одни мысли сменялись другими. Чаще они касались особенностей возникновения и развития происходящих событий и последующих социальных метаморфозах.
Будучи подполковником в отставке, в прошлом занимавший не одну руководящую должность, я разбирался в людях и понимал, что каждый человек индивидуален и каждому присуще своё восприятие мира. Кто-то более чувствителен и живо реагирует на разнообразные жизненные ситуации. Он может, в отличие от остальных, замечать притихший шелест листьев на ветвях деревьев, улавливать гнетущую тишину, которая бывает перед бурей. Для других людей оттенки жизни и поведения общества, окружающей среды малосущественны и вовсе не значительны. Одному человеку знакомы ощущения от неожиданно нарастающих звуков: грозовых раскатов, приближающегося летнего ливня или мчащегося на большой скорости поезда, автомобиля или мотоцикла байкера. Удивлённо открыв глаза, он стремится разглядеть то, что будоражит его предчувствия и фантазии. Для других – эти звуки не более интересны, чем все остальные.
Порой известия о происходящих событиях воспринимаются людьми как нечто далёкое, нереальное, фантастическое, как игра воображения. Кто-то от неприязни или ужаса закрывает глаза и не желает ничего видеть и слышать. Он надеется, что этим ему удастся обезопасить себя, что через мгновение всё непонятное и ужасное пронесётся мимо и так же внезапно исчезнет. Но реальность бывает более жестокой. Открыв глаза и уши, человек оказывается в плену какофонии звуков и душевных сотрясений. Даже если ему не хочется, чтобы это происходило, оно реально существует. Оно против его воли воздействует на него. Он оказывается вовлечённым в происходящее действие.
В окружающей нас природе есть такие явления, как, например, ветер, вихри, бури, штормы, торнадо. Со временем и при желании мы понимаем, как они зарождаются и что происходит под влиянием определённых процессов, связанных с видом и температурой поверхности суши, воды и воздуха. При разных сочетаниях сложившихся условий перемещение воздушных и водных масс бывает различным и по скорости, и по последствиям.
В человеческом обществе, надо полагать, также существуют всякие социальные явления и события, которые рождаются не на пустом месте. Во всяком случае, не путём циркового трюка или по злому чьему-то умыслу запускается «красное колесо».
События, которые впоследствии становятся страницами истории развития нашей страны, также имеют целый набор предпосылок и причин. Примеров тому много: междоусобные распри князей Древней Руси, народные недовольства, бунты и восстания, войны. Однако на протяжении столетий резкие социальные изменения появляются для многих людей как-то вдруг, внезапно, как буря или страсть, захватывая тысячи и миллионы людей словно в азартную и рискованную игру, своеобразное социальное торнадо. При этом некоторые пытаются убедить других, что происходящее навязано и привнесено извне, как бы по воле какого-то злого рока. Почему-то забывают иные, что действиями человека управляют не только разум, но и чувства, эмоции. Они либо ведут его к борьбе за добро, порядок и справедливость, или делают скованным и нерешительным, или толкают на совершение зла. Мы порой замечаем, но мало говорим о том, что одних людей больше увлекает бескорыстная борьба идей, других – личный комфорт в этой борьбе. Вследствие этих событий жизни и судьбы вольных и невольных их участников подвергаются резким переменам. Часто – драматическим, и даже трагическим… На время «регламентного отдыха» коллеги (используя по старой памяти таможенный термин) мне приходилось расширять зону контроля в торговом центре и значительное внимание уделять небольшим группам молодых посетителей, которые были похожи на стайки щебечущих птичек, хаотично перемещающихся в зале. Продвинутые школьники, а также студенты живо обсуждали те или иные модели телефонов, планшетов, приставок и прочих гаджетов с аксессуарами, смело брали их в руки и рассматривали. Особенность торговой компании позволяла покупателям заходить в зал с сумками, пакетами и рюкзаками. Охраннику вменялось в обязанность уследить, чтобы неоплаченный товар никто не вынес.