Фотограф Александр Ельчищев
© Александр Ельчищев, 2018
© Александр Ельчищев, фотографии, 2018
ISBN 978-5-4493-5228-6
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Автор, в качестве аккредитованного журналиста неоднократно посещавший автосалоны во Франкфурте, Женеве и Париже, собрал и дополнил свои репортажи, посвященные зарубежным концептуальным автомобилям (концепт-карам), прототипам и предсерийным образцам второй половины девяностых годов XX и начала XXI века.
Временные рамки книги: осень 1997 года (Франкфуртский автосалон) – осень 2006 год (Парижский автосалон).
Использованы материалы фирм, пресс-релизы на французском, английском, немецком, итальянском, испанском языках, выдаваемые журналистам на европейских автосалонах, выступления представителей автокомпаний на пресс-конференциях и интервью с ними, ответы на письменные запросы и во время живого общения с разработчиками и дизайнерами.
Все фото автора. Часть концептов была сфотографирована не на мировом премьерном показе, а на европейском, в некоторых случаях – на последующих автосалонах.
В каждой главке напоминания, на какой выставке был показан концепт. Это помогает ориентироваться, если читать книгу выборочно, по отдельным главам-концептам. Сравнение с серийными моделями даются на момент проведения мотор-шоу, на котором был показан концепт или прототип.
Peugeot Nautilus: Морская тема
«Наутилус» – совместное творение давних партнеров – итальянской Pininfarina и Центра стиля французской Peugeot – был показан весной 1997 года на Женевском автосалоне. Концептуальный четырехдверный седан класса Gran Turismo был создан на платформе Peugeot 605 с 3-литровой V-образной «шестеркой», но получился более массивным – длиной около 5 метров (его колея расширилась на 12 см, а колесная база на 15 см), соответственно, масса тоже возросла – до 1800 кг.
Peugeot Nautilus (1997)
Несмотря на высокую поясную линию, у франко-итальянского седана заметно увеличилась площадь остекления за счет прозрачной крыши (такое решение станет достоянием серийных моделей, начиная с Peugeot 307 Station Wagon).
Среди интересных решений: отсутствующие на привычных местах дверные ручки – они замаскированы в черные стойки крыши, и видеокамера вместо наружных зеркал заднего вида.
Морская тема прослеживалась не только в названии люксового седана, но и во внешнем виде и интерьере.
Кузов был окрашен в светлый аквамариновый «металлик», плавные линии салона напоминали морские волны, как и серо-синяя обивка кресел, а для тех, кто не понимал тонких намеков, была изображена ракушка на ступице рулевого колеса.
Автомобиль, в котором дизайнеры постарались соединить невозможное – плавные линии биодизайна и угловатые черты «настоящих седанов», – так и остался концептом, а морской стиль был продолжен в показанном через полгода во Франкфурте «сухопутном катере» Peugeot 806 Runabout.
(Женевский автосалон 1997 г., фото: Франкфуртский автосалон 1997 г.)
Karmann Open View (1997)
Karmann Open View: Броневик» со сдвижной крышей
Не знаю, как отнеслись к этому чуду американцы и англичане, ведь впервые этот монстр был продемонстрирован на мотор-шоу в Детройте и Лондоне, но многим посетителям Франкфуртского автосалона осенью 1997 года этот «броневик» на колесах не понравился. И это еще мягко сказано. Эпитеты у стенда немецкой фирмы приходилось слышать самые нелестные.
Среди главных особенностей угловатого концепта – состоящая из трех складывающихся стеклянных секций крыша и оригинальная система ее сдвига. Боковые стекла, как и заднее, полностью опускаются в двери.
По заверениям создателей, такая новаторская система открывания крыши должна была оценена создателями больших мини-вэнов и автомобилей для активного отдыха.
Mazda MS-X (1997)
(Франкфуртский автосалон 1997 г.)
Mazda MS-X: Просторный седан
Осенью 1997 года на стенде «Мазды» на Франкфуртском автосалоне красовались два концептуальных автомобиля с обновленными фирменными эмблемами: Mazda MS-X – прообраз седанов будущего и однообъемный SW-X. Внимание посетителей было приковано больше ко второму, несмотря на выступления забавных аниматоров у MS-X (фото).
А ведь и седан дизайнеры постарались сделать просторным, приближенным к параметрами мини-вэнов. У Mazda MS-X вместительный багажник, для чего пришлось сделать излом в поясной линии автомобиля и заметно сузить заднее стекло. Внутри для увеличения свободного пространства и повышения комфорта убраны центральная консоль и заднее третье кресло (оставшиеся два чем-то похожи на шезлонги).
Mazda MS-X (1997)
Среди других особенностей – закрытый панелью вытянутый ромб приборного щитка, который в открытом состоянии служит и противосолнечным козырьком (он совсем не будет лишним – приборы расположены прямо под лобовым стеклом), а также выдвигающийся в центре передней панели лоток со складным монитором компьютера.
Разрабатывался концепт от эскиза до готового автомобиля не в Японии, а в Европе, в компании Mazda Research Europe (MRE), основанной в 1990 году в немецком Оберурзеле, недалеко от Франкфурта-на-Майне. Филиал этот был специально создан для изучения вкусов европейцев, манеры их езды, отслеживания тенденций рынка и технологий Старого Света.
Mazda MS-X (1997)
Если с самим концептом сто специалистов центра поработали на славу, то с выбором имени для своего детища они не стали заморачиваться или попросту не успели придумать что-то оригинальное. Казалось бы, вариантов из трехбуквенных индексов можно было извлечь множество, но комбинацию «MS-X» маздовцы повторили всего через полгода после презентации в Женеве концептуального полноприводного Daihatsu MS-X97.
Кстати, у Мазды этот индекс – аббревиатура и расшифровывался она как Multipurpose Sedan Experimental – «экспериментальный многоцелевой седан».
(Франкфуртский автосалон 1997 г.)
Mercedes-Benz F300 Life-Jet: Помесь автомобиля и мотоцикла
Mercedes-Benz F300 Life-Jet (1997)
На заре автомобилизма тремя колесами у машины трудно было кого-то удивить. И паровая повозка Кюньё (1769) была трехколесной, и повозка Ленуара (1863), и трицикл Бернарди (1884), и один из первых автомобилей мира – Карла Бенца (1885/1886) тоже. Но постепенно авто обрели четкий образ четырехколесного средства передвижения, и все изменения такой колесной схемы в меньшую сторону выглядят попытками скрестить автомобиль и мотоцикл. Мало кто из фирм-производителей отваживается на такие эксперименты. Они дорогие и с непонятной перспективой, ведь совершенно не ясно, как отреагирует автомобильный рынок? Тем интереснее посмотреть на такие попытки, а увидеть результат вживую – большая удача.
Не меньше французов, увидевших после войны Aerocarene 700 о трех колесах, были удивлены и немцы, посетившие в 1997 году самую большую на тот момент автомобильную выставку в мире – Франкфуртский автосалон. Кто из них был морально готов увидеть под куполом Фестхалле, который традиционно арендует солидная штутгартская фирма, трехколесный Mercedes-Benz?