Акафист – жанр древний и одновременно очень молодой. Первый акафист был написан в Византии не позднее 626 г. (возможно, в VI в. или даже во второй половине V в.) и посвящен Богородице. Этот прекрасный гимн и сейчас можно увидеть почти в любом молитвослове. Позже были написаны и многие другие акафисты – Пресвятой Троице, Спасителю, Бородице, ангелам и святым. В наше время ежегодно появляются десятки новых акафистов на разных языках: церковнославянском, греческом, румынском, сербском, польском, украинском, французском и др. Едва ли не половина из существующих на сегодняшний день полутора тысяч акафистов были созданы в наши дни, в последние 25–30 лет.
Структура акафистов достаточно проста. Каждый текст состоит из 25 строф – кондаков и икосов. Кондаки (кроме первого) заканчиваются воззванием Аллилуия. Икосы содержат хайретизмы – обращения к святому, к Богородице или Спасителю, как правило, начинающиеся со слова Радуйся. Завершаются икосы рефреном (припевом) – хайретизмом, который повторяется во всех икосах, а также в первом кондаке. В первом акафисте Богородице (его иногда называют Великим акафистом) рефрен звучит так: Радуйся, НевестоНеневестная. У каждого акафиста – свой рефрен. После икосов и кондаков следует молитва (или две-три молитвы).
Акафисты хороши тем, что их можно петь всем храмом (конечно, для этого у каждого человека должен быть перед глазами текст). Обычно священник читает кондак, а миряне поют Аллилуия; затем священник читает первую часть икоса, а миряне поют хайретизмы и рефрен. Таким образом прихожане оказываются вовлечены в богослужение, а не остаются, как это часто бывает, лишь зрителями и слушателями.
* * *
В предлагаемом Вашему вниманию сборнике представлены акафисты, которые можно читать во время паломничества и вообще во время любого путешествия.
Христиане с давних пор совершают паломничества в Святую Землю, где происходили события библейской истории и где прошла земная жизнь нашего Спасителя; многие стремятся увидеть место подвигов того или иного святого, посетить известные храмы и монастыри. Но ведь и вся наша жизнь – это путешествие, конечной целью которого для христианина является Царство Триипостасного Бога. Поэтому на первом месте в нашем сборнике мы помещаем акафист Святой Троице, написанный в Юго-Западной Руси не позднее XVII века, переработанный в середине XIX века свт. Иннокентием Херсонским и тогда же отредактированный свт. Филаретом Московским. Празднование Святой Троице совершается в день Пятидесятницы.
Далее следуют акафисты Богородице Одигитрии (т. е. Путеводительнице) в честь трех Ее икон: Смоленской, Выдропусской и Тихвинской. Празднование Смоленской и Выдропусской иконам Богородицы – 28 июля (10 августа), Тихвинской Путеводительнице – в 5-е воскресенье Великого поста. Акафист Пресвятой Богородице в честь Смоленской иконы был одобрен Синодом в 1914 году, Выдропусской – в 2013, акафист в честь Тихвинской Путеводительницы был написан в наши дни и опубликован по благословению архиепископа Херсонского Таврического Иоанна.
Архангел Рафаил, согласно ветхозаветной книге Товита, сопровождал юного Товию в его путешествии. Память этого Архангела, равно как и всех Небесных сил бесплотных, – 8 (21) ноября. Автор акафиста, положенного в основу публикуемого нами текста, неизвестен; первоначальный текст был переработан Е.В. Храповицким и впоследствии отредактирован свящ. Федором Людоговским.
В молитвах, предваряющих крещение, священник просит Бога Отца о крещаемом: «соедини с жизнью его Ангела светлого, избавляющего его от всякого коварства противника, от встречи злой, от демона полуденного, и от мечтаний порочных». Этого Ангела мы именуем хранителем. «Акафист святому Ангелу, неусыпаемому хранителю человеческой жизни» был написан насельником Луховского монастыря Костромской епархии иеромонахом Филуменом и одобрен Святейшим Синдом в 1863 году.
Праведный Иосиф Обручник сопровождал Деву Марию на пути из Назарета в Вифлеем, а после рождения Богомладенца Иисуса – и во время их бегства в Египет. Память праведного Иосифа совершается в первое воскресенье после праздника Рождества Христова. Акафист святому Иосифу Обручнику был составлен профессором Московской духовной академии П.С. Казанским и одобрен Синодом в 1871 году.
Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, известен всему христианскому миру своими многочисленными чудесами, в том числе помощью путешествующим по морю и по суше. Акафист святому был написан столетия назад по-гречески, а затем переведен на церковнославянский язык
Святитель Иоанн (Максимович) совершал свое служение в России и Европе, в Азии и в Америке – он, пожалуй, один из немногих святых, которые в своем наименовании соединяют города двух частей света: Шанхайский и Сан-Францисский. Святитель Иоанн в своей жизни очень много путешествовал, в том числе по воздуху, поэтому многие христиане молятся ему о благополучном полете. Акафист святителю Иоанну был написан иеромонахом Серафимом (Роузом; 1934–1982) – его почитают как подвижника и молитвенника и в России, и в Америке – и одобрен Священным Синдом в 2012 году.
Священник Федор Людоговский
Акафист Пресвятой и Животворящей Троице
Предве́чный Царю́ веко́в и Го́споди, всея́ тва́ри ви́димыя и неви́димыя Соде́телю, Ему́же, в Тро́ице Святе́й сла́вимому Бо́гу, вся́ко коле́но покланя́ется небе́сных, земны́х и преиспо́дних: те́мже и мы, я́ко креще́ннии в Трисвято́е и́мя Твое́, а́ще и недосто́йнии, хвале́бное сие́ дерза́ем принести́ Тебе́ пе́ние: Ты же, я́ко Творе́ц, Промысли́тель и Судия́ наш, вонми́ гла́су раб Твои́х, и не отста́ви ми́лости Твоея́ от нас, да из глубины́ души́ вы́ну зове́м Ти:
Свят, Свят, Свят еси́, Го́споди Бо́же наш, поми́луй ны, па́дшее созда́ние Твое́, и́мене ра́ди свята́го Твоего́.
Арха́нгели и А́нгели, Нача́ла и Вла́сти, Престо́ли и Госпо́дствия, предстоя́ще самому́ Престо́лу Сла́вы Твоея́, не довлеют изрещи́ вели́чия соверше́нств Твои́х: многоочи́тии же Херуви́ми и шестокрила́тии Серафи́ми, закрыва́юще ли́ца своя́, то́чию с тре́петом и любо́вию взыва́ют друг ко другу: «Свят, Свят, Свят Госпо́дь Савао́ф!» Нам у́бо, и́же прах и пе́пел есмы́, кольми́ па́че удо́бее люби́ти молча́ние: но, да не толи́ких щедро́т, в созда́нии и искупле́нии на нас излиянных,́ непа́мятливы яви́мся и неблагода́рни, подража́юще го́рнему славосло́вию, с ве́рою и любо́вию взыва́ем: