– Последние эксперименты, – невозмутимо произнес профессор, – наводят на мысль о том, что наше сознание не является непрерывным, а представляет собой последовательную цепочку быстро сменяющих друг друга впечатлений, как в кинематографе. Возможно, кто-то или что-то проскальзывает, так сказать, между кадрами. Кто-то или что-то действует только в тот миг, когда наступает затемнение.
– По-вашему получается, – возразил Феннер, – что целая процессия ирландцев с мушкетами могла промаршировать мимо, пока мы разговаривали, стоило им только ступать на слепые пятна нашего рассудка.
– Лучше уж верить в это, чем считать, что меня нужно запереть в комнату, которая обита изнутри мягким материалом.
Гилберт К. Честертон «Недоверчивость отца Брауна»
Кражи совершались ежедневно, порой с интервалом в полчаса. Но приезжающая по сигналу милиция нигде не могла зафиксировать никаких примет преступника – его ни разу никто не увидел. Просто чудеса какие-то!
Но как бы то ни было, на работниках уголовного розыска повисла серия нераскрытых краж. Анализ (так по-современному называется дедуктивный метод) не давал никаких результатов. Если бы кражи случались в каком-то одном учреждении, можно было бы предположить, что бедокурит кто-то из своих. Но тут преступник, незамеченный ни местными работниками, ни охранником у входа, свободно гулял по организациям, посещая их одну за другой, и отовсюду уходил с добычей. Действовал словно невидимка!
Кульминации эта история достигла, когда кража обнаружилась в одной из пожарных частей города. Один из сотрудников, давно мечтавший о машине, заступил на суточное дежурство, имея при себе полную сумму на приобретение автомобиля. Мечтал, как после работы зайдет оформить покупку и домой приедет уже на собственном авто.
Таскать весь день в кармане толстенную пачку денег было, естественно, неудобно, и он оставил ее в персональном ящичке, куда переодеваясь, вешал одежду. Пожарная часть – это вам не магазин, на входе сидит строгий дежурный, посторонних не пропускают, так что многие сотрудники пожарной охраны смело оставляли в карманах деньги, документы и сотовые телефоны.
И представьте шок нашего пожарного, когда после службы он обнаружил, что все деньги исчезли!
Сначала он кинулся к друзьям – надеялся, что пошутили, разыграли, вернут… Увы. К тому же друзья, собравшиеся на зов, обнаружили, что и у них не все цело.
В общем, скандал в благородном семействе.
Лишившийся автомечты пожарный был в таком отчаянии, что в милицию забрел просто по инерции. Заявление он написал, но в то, что его 200 тысяч будут когда-либо найдены, абсолютно не верил. Между тем, именно его случай дал толчок к раскрытию всей серии. Потому что у него помимо денег был украден еще и сотовый телефон. А у сотового можно проследить звонки.
И вот обнаружилось, что краденый телефон благополучно проявился в Нижнем Новгороде, а его владелицей числится молодая привлекательная девушка.
Сотрудники уголовного розыска немедленно выехали на встречу с прелестницей.
Сначала девушка держалась скрытно и ответы давала неопределенно-уклончивые. Но, в конце концов, сообщила милиционерам, что телефончик ей подарил любимый человек.
Настойчивые вопросы постепенно помогли выяснить имя и адрес любимого. А заодно и то, что он – наркоман и жулик, успевший уже побывать за решеткой.
После выяснения этих обстоятельств, девушка была отпущена, а сотрудники уголовного розыска поехали по указанному адресу. Там и нашелся таинственный невидимка – точнее два брата, совершившие эту удивительную серию краж.
Сначала преступники ни за что не соглашались открыть дверь, но узнав, что за ними приехали из УВД Дзержинска, довольно быстро во всем сознались. Попросили только разрешения собрать вещички для тюрьмы – как люди опытные, они уже знали, что домой в Нижний вернутся не раньше, чем через несколько лет.
Больше всего разоблачению братьев-жуликов радовался пострадавший пожарный. Радовался потому, что преступники, хоть и были наркоманами, его деньги в распыл не пустили. Как солидные люди, они приобрели подержанные «Жигули» да сделали родным и знакомым ценные подарки. Так что нанесенный ущерб удалось возместить едва ли не полностью.
Необычайная история. Но еще более удивительным является тот факт, что братья-невидимки отнюдь не единственные в Дзержинске преступники такого рода. Был еще молодой человек, специализировавшийся на хищении ценностей из больниц. Секрет его невидимости понять проще: проникая в лечебное учреждение, он обычно надевал сверху халатик. И бродил по этажам и коридорам, чуть прихрамывая. Так, что больные принимали его за врача, а врачи – за больного – прямо как в детективном рассказе Честертона.
Однако, как в книге, так и в жизни, преступник был изобличен. В результате оперативной работы, сотрудникам уголовного розыска удалось установить его личность. И когда жулик-«невидимка» с очередной украденной женской сумочкой выходил из здания онкологического диспансера, его встретили крепкие мужчины с удостоверениями работников милиции.
Во время следственного эксперимента задержанный с поличным жулик охотно сотрудничал со следствием. Правда, не все свои подвиги он помнил – их было так много (почти полтора десятка), что он и сам запутался. Но в тех случаях, которые удалось доказать, он уверенно показывал где совершал кражи, по каким лестницам поднимался, в какие комнаты заходил… И (любопытно отметить) в одной из организаций произошла забавная вещь: милиционеры, которым обычно приходится представляться еще на входе, на этот раз вместе с арестованным проникли в служебные помещения абсолютно беспрепятственно. И лишь тогда, когда они ходили по кабинетам уже третьего этажа, кто-то из местных работников наконец спохватился: вы кто какие? Как сюда попали?