В этих, далеко не совершенных очерках, отразилась попытка передать чувство верующей души от соприкосновения со Святостью. Тема неисчерпаема, потому останавливаюсь только на тех местах, которые связаны с историческими районами Москвы, местами, где приходилось бывать не один раз – в том числе и по причине близости к месту проживания. Оттого и объединены очерки в некий «цикл» – нельзя же жизнь, тем более, жизнь духовную разделить на «составляющие», «разрезать на кусочки» – «разъять на атомы».
По соображениям этическим ни одно имя не названо – думаю, – незачем.
И ещё, все иллюстрации, скорее, отражают суть того, о чём говорится, но не являются точными копиями храмовых святынь – по разным причинам, прежде всего из-за невозможности найти все необходимые изображения.
Итак, представляю на суд цикл очерков…
Очерк первый. Музыка Вечной Жизни или Гимн Воскресшему
Наверное, нет на земле человека, хоть раз в жизни не внимавшего многоголосию птичьего хора на рассвете, когда кажется, что поёт всё мироздание! И вот сейчас птичий хор тоже наполняет вселенную удивительным созвучием – столь разных и всё же являющих собою нераздельное единство голосов! Только теперь не рассвет – а освещённая светлыми, радостными звёздами весенняя ночь!
Кажется, «песня» неба, «музыка» небесных сфер и движения земли, о которой говорили ещё мудрые эллины, а потом и Отцы Церкви, «льётся» на землю, – и пробуждающаяся природа вторит Небесам многоголосием птичьего хора.
А разве может быть иначе?! Ночь-то сегодня особенная – Самая Главная в году! Уже пропели «Христос Воскресе» – и вся природа – луна и звёзды, редкие и лёгкие, похожие на каких-то причудливых существ облачка, деревья с набухшими почками и пробивающаяся из земли травка, отражающая небо гладь прудов, птичье многогласие и разливающийся в ночном воздухе колокольный звон – всё словно вторит церковному хору! Всех соединяет Великая Радость, дарованная Спасителем!
«Хор светил, живой и дружный, кругом раскинувшись, дрожал», «Песня с неба, как бывало», – написал великий А.А.Фет. И, здесь, у деревянного храма, в одном из самых известных старинных московских парков образы, созданные боговдохновенной русской поэзией, становятся не только духовной, но и физически ощутимой реальностью!
Музыка мироздания! Она не только вселяет радость в душу, но и невольно наводит на мысли о сути бытия. Кто «научил» птиц петь таким слаженным хором?! Кто этот виртуозный «дирижёр», благодаря которому звучит над мирозданием преисполненная радости «симфония»?!
А ещё удивительно, необъяснимо, непостижимо, что до полуночи, до – возгласа «Христос Воскресе» не было этого торжествующего созвучия! Птицы словно «готовились», как готовится к главной службе церковный хор. Разве уже одно это не говорит о Едином Творце, с любовью создавшем всё окружающее нас; о «разумной» душе мироздания; о том, что «Дух дышит, где хочет»?! Неслучайно даже в годы внушаемого народу материализма некоторые учёные в конце концов приходили к «выводу» о «Единой Руке», сотворившей весь мир!… Да только тем, кто с радостью отвечает: «Воистину Воскресе», никаких «доказательств» не нужно!
Над старинным московским парком раздался мощный удар колокола – и звон наполнил собою весь ночной воздух! И «плывёт» колокольный звон над землёю, как плывут по небу облака. Кажется: немного подальше «сольётся» он со звоном колоколов большого храма, что недалеко от метро, – и «полетят» они к звоннице храма больничного, а потом «вольются» в торжествующий хор и колокола того храма, в котором стоит спасённый русскими десантниками Крест – тогда, в Сербии. И полетит звон всё дальше и дальше, неся людям Благую Весть Воскресения…
«Звон колокольный пронзает столетия» – как удивительно выразил иеромонах Роман чувство верующей души, устремлённой ввысь – вослед за «пением» колоколов! Звон «пронзает» и каждую душу – находящихся здесь, рядом со звонницей, и дай Бог – не только. Колокольный звон очищает, исцеляет – оттого-то и звонари почти никогда не болеют.
«Хоть под колокольный звон пойду» – говорил в старину человек – и не верить ему не могли. И даже родившийся в эпоху воинствующего безбожия Н.М.Рубцов воскликнул однажды: «Колокольцем каждым в душу»!
Колокольный звон, без которого нет России, нет Светой Руси!. Это – ведь тоже музыка – музыка древняя, живая связь времён, единство дольнего с горним! А ещё так «похож» колокол на человека – язык, уши, плечи! Но главное, что он не просто уникальный инструмент. Колокол – «Глас Божий»! …
А звонницу строили, как в старину, всем миром, внося свою, порою очень скромную лепту – но зато от всего сердца, от всего благочестивого помышления. Оттого-то ещё сильнее проникаешься здесь чувством соборного единства, ощущением нераздельной связи со всем происходящим в Святую Ночь – на окраине парка у деревянного храма – и не только. Каждый из нас – частичка, капелька, песчинка бесконечного и вечного мироздания! И Великой Руси! Именно «частичка», а не ничтожная пылинка, не безликий «винтик» при всей своей малости …
«Музыкальное воспитание очищает душу и подготавливает её к принятию впечатлений из духовного мира» – одна из мудрых мыслей Оптинских Старцев, икона которых находится в левом приделе. «Впечатление» – значит – «печать» – на сердце, на разуме. И «ставит» её Сам Создатель, когда внимает благочестивая душа музыке мироздания, колокольному гласу. И когда звучит в православных храмах общенародное пение! Оттого и боится дьявол поющего христианина!
Конечно, боговдохновенны и образы, созданные кистью или словом, если в них, как говорил наш великий мыслитель, «проносятся веянья Духа Божьего»; да только речь сейчас именно о музыке – Музыке в Самом Высоком Смысле. Музыке, звучащей над всей пробудившейся и «недремлющей» в Святую Ночь природой! И звучит, «льётся», «наплывает» она отовсюду! …
Но оставим пока ненадолго и удивительный деревянный Храм, и звонницу на окраине парка. (Может быть, кто-то уж и догадался, какой именно храм и в каком парке). И мысли свои направим к этим святым словам.
«Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утвержении силы Его. Хвалите Его на силах Его, хвалите Его по множеству величествия Его. Хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех. Хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе. Хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания. Всякое дыхание да хвалит Господа».
Боговдохновенная Псалтирь, к которой и у Богослужения, и у боговдохновенного искусства отношение совершенно особое! Прочитав внимательно 150 псалом, можно многое узнать о том, какие музыкальные инструменты были у людей в те далёкие времена – однако самое важное – ещё раз «уразуметь сакральное их предназначение. Неслучайно же в течение многих и многих веков «служила» музыка только религиозному культу (не только христианскому) – и потому излишняя расслабляющая «сладость» никогда в христианской традиции не считалась большим достоинством…