Часть первая. Уголок Пресвятой Богородицы в храме Пророка.
Глава первая. Источник, Жизнь Вечную Несущий.
Что называем мы чаще всего «уголком»?! Место на земле родное, сокровенное, к которому сердце навсегда «прикипело». И называет Землю Родную Матерью, как ту, что родила и воспитала, ту что дарила любовь.
Это – «присказка».
А пока в «уголок» Ея в одном из древних храмов московских возвратимся.
Почему «уголок»? А потому что в правом приделе рядом несколько образов Ея – словно нарочно воедино собранных.
Сам Храм цвета чистоты, цвета Святости, цвета Божественных Энергий в бывшем селе Черкизово рядом с прудом возвышается. Храм семнадцатого века, в честь одного из самых почитаемых на Руси пророков – в честь того, что на огненной колеснице на Небеса Господом взят был. Храм, что и в годы озверелого безбожия у Матери – Церкви отнят не был.
Только речь сейчас не о Пророке, а о том самом «уголке» в Правом Приделе, где Святые Образы Ея словно нарочно собраны.
Почерпе́м, челове́цы,/ цельбы́ душа́м и те́лом моли́твою,/ Река́ бо всем предтече́т – Пречистая Царица Богородица,/ источа́ющи нам чудную воду/ и измыва́ющи сердец че́рности,/ грехо́вныя стру́пы очища́ющи,/ ду́ши же освяща́ющи верных// Божественною благодатию.
Живоносный Источник! Значит, «Жизнь несущий» – сквозь заросли сорных трав, сквозь мерзость запустения, сквозь испытания.
Услышал император Лев Глас с Небес, когда искал воды для слепого нищего. Милость сердца, желание помочь попавшему в беду привели императора к заглохшему, илом покрытому, забытому источнику. Промысел Божией привёл!
И исцелился слепой, когда был возложен на очи незрячие ил, с источника императором по Велению Божьему принесённый…
И повел император источник расчистить и Храм на месте сем возвести…
А в тот день прозрел не только нищий. Прозрел духовно и император, а вслед за ним и великое множество людей, что будут к Источнику Святости приходить. Приходить за исцелением – и не только телесным…
Удивительный Образ – День Памяти Его в Пятницу Светлой Седмицы. Ровно через неделю после самого скорбного дня – когда в храмах Плащаницу выносят.
В День Памяти Образа Ея, что Живоносным Источником зовут, во всех храмах Малое Освящение воды совершается (Большое – на Крещение).
Прошу прощения – может быть, сие субъективно, но невольно напрашивается сравнение. Человек, Истины Христовой не познавший, словно заглохший, илом покрытый, сорными, «негодными», как в духовных кантах поётся, травами заросший, «забитый» источник. А Познание Истины, устремление жить по Правде Божией от всякой мерзости очищает и Жизнь Вечную дарует…
А ещё, наверное, при взгляде на Образ Сей приходят мысли о том, что тем, кому предназначено просвещать, доносить Дарованное нам Слово, помнить о заглохшем и расчищенном Источнике, Жизнь несущем, должно прежде всего.
От неистощи́мыя/ Ты, Исто́чниче Богоблагода́тный, подае́ши ми, точащи, во́ды/ Твоея́ благодати,/ приснотеку́щий па́че сло́ва,/ я́ко бо Сло́во ро́ждшая па́че смы́сла,/ молю́ Ти ся, ороси́ мя благода́тию, да зову́ Ти:// ра́дуйся, Водо́ спаси́тельная.
Глава вторая. Всепетая Мати.
О, Всепе́тая Ма́ти, ро́ждшая всех святы́х Святе́йшее Сло́во! Ны́нешнее прие́мши приноше́ние, от вся́кия изба́ви напа́сти всех, и бу́дущия изми́ му́ки, о Тебе́ вопию́щих: Аллилу́иа.
На одной Иконе два Образа Ея. Под Живоносным Источников в круге…
Прежде, чем продолжить, вспомним, что на одеянии – на плечах и на плате Матери Божией пишутся восьмиконечные звёзды – Образ той Звезды, что волхвов к пещере Вифлеемской привела. Звёзды символизируют Её Девство, Непорочность до, во время и после Рождества. (Боже сохрани пытаться объяснить. Нам знать сие не дано, не положено). Иногда одна звезда Божественным Младенцем закрыта.
А у этого Образа на плечах не звёзды, а Силы Бесплотные.
Всепетая! Тоже сакральное название немолчным хором звучат песнопения и «Богоро́дице Де́во, ра́дуйся…» в мире православном, «Ave Maria» у западных христиан.
А при взгляде на Силы Бесплотные, что на плечах и голове одеяния Её – одеяния цвета царственного величия и жертвенной крови христианской, невольно вспоминается песнопение, которому с особым трепетом, с особым благоговением внимают, кто–то на коленях стоя.
Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, сующую Богоро́дицу Тя велича́ем…
И снова, наверное, личное, субъективное…
Образ этот невольно связывается в душе и памяти с Акафистной Субботой.
Однажды перед Благовещеньем в одном из московских храмов рассказал батюшка, что много веков назад был сей День Великий «подвижным» и с Акафистной Субботой совпадал. Да и ныне Два Дня Великих всегда недалеко друг от друга отстоят.
Пятая Неделя Великого Поста – не за горами Воскресение Христово. Вспоминается невольно Подвиг Её – Её выбор спасения человечества от смерти и ради того принятие скорбей великих. Вспоминается, как и в Светлый День Благовещенья. Да когда же забывают христиане о Великом Подвиге Её?!…
Однажды несколько лет назад – в Субботу Акафистную – подошёл к Храму сему мужчина лет пятидесяти. Очевидно, бывал он здесь не раз – только в тот зелья хмельного принял изрядно – а потому стоял у порога в раздумии – заходить или нет.
Вразумила Пречистая, что не должно Дом Божий видом непотребным оскорблять…
Он в другой раз зайдет – и не один раз, когда телесно и духовно протрезвеет…
Пресвятая Богородице Дево,/ рук наших дела исправи/ и прощение прегрешений наших испроси,/ внегда пети нам ангельское пение…
Конечно, слова Песнопения сего пред любым Образом Пречистой вспоминаются – и даже если нет пред очами образа зримого. Только при взгляде на Силы Бесплотные, что на облачении Её, слова песнопения просто не могут на ум не прийти. На ум – и в душу…