Драма в двух действиях
Действующие лица
Елена, 45 лет, мать Сергея
Андрей, муж Елены, отец Сергея
Сергей, 16 лет
Алексей, 25 лет, брат Сергея
Ольга, ровесница Елены, её подруга
Дмитрий Филеевич, 35 лет
Стаканчинцов, 50 лет
Настя, 16 лет
Москва. Наши дни.
Действие I
Сцена 1
Двухкомнатная квартира советского времени. Комната сына. Маленькая, тусклая, заполненная стопками старых книг. Широкий белый подоконник, на котором сидит юноша и читает У. Шекспира. Подле стоит бабушкин светильник, с трудом освещающий страницы книги. Сын задумчиво и тоскливо вглядывается в буквы, иногда посматривая на запорошенную декабрьским снегом улицу и людей. Слышатся крики родителей на кухне.
Андрей. Да, Лен, я устал. Мы попытались – не получилось. Смысл?
Елена. А Сережа? А? Ты просто нас бросишь, да? Как бросал меня всю жизнь. Я всю жизнь одна детей воспитывала, пока ты на вахтах своих веселился!
Слышится скрип половиц, через мгновение хлопок входной двери. Спустя несколько минут, без стука входит мать.
Елена. Хватит ломать себе глаза, иди поешь лучше, а то снова голодный поедешь.
Сергей. Да, хорошо, мам, сейчас.
Оставляет книгу на подоконнике, медленно слезает и идет вместе с матерью на кухню. На плите стоит свежеприготовленный суп. Вокруг витает запах сигарет и куриного бульона. На стене висят большие старинные часы, отбивающие каждый час.
Елена. Так, пока ты ешь, мне нужно тебе кое-что сказать (Вся заплаканная становится напротив Сергея, облокачиваясь руками на стол.) Ты знаешь, что у нас сейчас тяжелое время, поэтому я хочу попросить тебя сосредоточиться на учебе. У тебя впереди тяжелый год, поступление в институт, а я… Я не смогу платить, Серёж.
Сергей. (доев суп, откладывает тарелку.) Мам, не переживай. (Помолчав.) Теперь точно все?
Елена. Да, теперь точно, Серёж, теперь точно.
Прозвучал звон часов.
Сергей. (Резко оглядывается на них.) Все, я убегаю. Сегодня репетиция до десяти. Все, спасибо за обед.
Елена. Сережа! Ах, ладно. Потом.
Сергей. (Берет книгу, портфель, надевает старый пуховик, изношенные зимние ботинки.) Пока, мам. (Убегает.)
Мать тихонечко закрывает за ним дверь, идет на кухню к окну, закуривает и звонит.
Елена. Да, добрый день. Да, я хотела бы уточнить, во сколько завтра? Все, хорошо. Да, да, возьму. А прошлые работы тоже нужны? Хорошо. Спасибо большое, до встречи! (Докуривает сигарету, закрывает окно и идет одеваться.)
Сцена 2
Сергей, после репетиции возвращается домой. Замерзший и с красным носом, поднимается по лестнице к квартире. Входная дверь обита кожей, изрядно потрепавшейся и местами в дырках. Заходит внутрь.
Сергей. Мам, я дома. (Голос его звучит устало.) Мам? Мам, ты здесь?
Сергей осматривает квартиру. Повсюду тишина.
Сергей. Весело. (Достает телефон и звонит маме. В трубке слышатся лишь безответные гудки.)
Сергей. Еще веселее. (Снова звонит.) Да, привет. Не спишь еще?
Алексей, только освободившись с работы, едет в полупустом автобусе домой.
Алексей. Ты слишком высокого мнения обо мне, братец. Как ты, что-то случилось?
Сергей. Не знаю, но боюсь, что могло. Тебе мама ничего не говорила? Я подумал, что она поехала к тебе.
Алексей. Ну, может она и у меня в гостях, только я об этом не знаю.
Сергей. Я рад, что у тебя отличное настроение, но мамы нет дома, на звонки тоже не отвечает и я не припоминаю ее знакомых, живущих поблизости.
Алексей. Так, братишка, ты не волнуйся. Мама у нас сообразительная женщина. Не переживай. Я уверен, что максимум через пару часов она уже вернется домой. (Он посмотрел на наручные часы.) Ты понял, дружище?
Сергей. Да, ладно. Пойду почитаю и лягу спать.
Алексей. Отлично. Тогда доброй ночи.
Алексей начал звонить матери. “Абонент недоступен”.
Алексей. Прекрасно, мама.
Комната Сергея. Теперь он лег в постель, все еще читая “Гамлета”. Временами поглядывает на телефон рядом в надежде на новые сообщения. В этот миг раздается звон часов на кухне, и тут же звук открывания входной двери. Юноша вскакивает и бежит в коридор. На пороге стоит мать, от нее пахнет алкоголем и едой.
Сергей. Мам, что это такое?
Елена. Иди спать, сынок. (Зевает.) Иди спать…
Сын вскипает, но сразу идет в свою комнату. Закрыв дверь, он поставил будильник и, выдохнув, уснул.
Сцена 3
Ровно две недели после. Поздний вечер субботы. Кухня. На плите пусто. На стуле сидит Елена с сигаретой и разговаривает по телефону с Ольгой.
Елена. Я так больше не могу. Я же только пришла, а тут такое. (Затягивается.) Потаскун чертов. И ведь мне ему и ответить нечем. Хоть слово против скажу – уволит, козлина. Не знаю, что мне делать, Оль.
Ольга. Так, подруга моя, ты что, охренела, нюни распускать? А ну-ка быстро пошла и уволилась сама. Еще не хватало терпеть это.
Елена. Да я думала об этом, но только испытательный закончился. Да и где я такие деньги еще найду? Андрей ушел с концами. И мелкий мой, дурак, все о своем высоком мечтает. (Зажигает новую сигарету трясущимися руками и затягивается ею.) Он же не поступит никуда и придется мне платить, понимаешь? А где мне эти деньги взять? И ладно бы время хоть оставалось присматривать за ним, так нет времени этого. Нет его. Когда старший был, намного проще было. А съехал – обоих потеряла. (С трудом хватая сигарету дрожащими губами.) И все будто зря было, все нервы, боль, обиды – все зря. Я вообще не знаю, что мне делать, Оль.
Ольга. Так, послушай, ты ж меня знаешь? Знаешь. Давай ты сама этот вопрос с сынком решишь, иначе я сама приеду и переговорю с ним. А про старшего забудь. Когда нужда припрет – как миленький прискачет. Услышала меня?
Елена. Да ну тебя к черту. Это мой сын.
Ольга. Ну ты дивная царица, мать. Сама же жалуешься и огрызаешься потом. Иди-ка проспись лучше, чем хрень эту нести. (Бросает трубку.)
В то же время Сергей в своей комнате общается по телефону с девушкой, убирает прочитанного Шекспира на дальний стеллаж, берет новую книгу.
Сергей. Да брось ты, нет. Думаю, тут дело скорее в том, как она с ним обходится вне кадра. Ведь все события происходят не в нашем объективе, понимаешь?
Настя. (Глупо смеется.) Не очень, но ты продолжай. Мне нравится.
Звонок в дверь
Елена, быстро умывшись, подошла, посмотрела в глазок.
Елена. Димочка! (Открывая.) А чего это ты ко мне пришел? Мы же договаривались через час… Ты проходи на кухню, раздевайся, а я сейчас забегу кое-куда и поедем.
Вошел Дмитрий Филеевич. (Хлюпкий мужчина сорока лет с жидкими усиками, козьей бородкой и в очках, оставляющими на переносице вечную вмятину. Выглядит суровым, либо же пытается казаться таковым. Одет на первый взгляд солидно, но на деле – бедно.)