И ПЛАЧУТ КУКУШКИ НАД ОЗЕРОМ
Свадьба – это счастье, тем более для простых людей, ждущих от жизни чудес. Свадьба – это шанс сделать свою жизнь другой, лучшей, идеальной. Но этот шанс дарован не всем.
Какие ценности жизни главные? Нельзя сказать, что для каждого – сугубо свои. В мир конкуренции мы хотим получить чужое: чужие достижения, чужое счастье, чужие отношения и так далее. Не проще ли сказать, что нам нужна чужая жизнь?
Но есть одна вековая ценность, которая не умрёт в людях, пока есть Солнце, пока светит свет, пока в ночи сквозь тьму небосклона пробиваются огни далёких звёзд. Когда-то знания ценились бесконечностью, когда-то золотом, но что сейчас? Это неважно. Всегда было, всегда будет и есть один порядок, о котором слышал каждый – «будешь много знать – будешь плохо спать». Знания способны изменить не просто мысли, они меняют жизнь.
Наступил этот день. Вся деревня пестрит белыми ленточками, полевыми цветами, воздушными шариками. С самого рассвета из церкви слышится мелодичный колокольный звон. Солнце дарит свои нежные утренние лучи цветам, траве, деревьям, птицам и людям.
С самого утра Фёкла ничего не ела. Беспокоясь о том, как потуже затянуть корсет свадебного платья, она заучивает свадебную клятву. Её тёмные, завитые в тяжёлые кудри волосы взлетают и моментально падают, растягиваясь пружиной, при ходьбе. Как же она ждала этого дня! Наверное, каждая женщина мечтала бы оказаться на её месте. Второй брак считался огромным везением для вдовы. Разглаживая пудрой ещё слабые морщины, она даёт утренний обет и направляется к выходу. Там её уже ждут несколько молодых девушек и женщин.
В свои тридцать с чем-то лет она выглядит прекрасно: аккуратная, стройная женщина в белоснежном узорчатом платье с фатой. Грациозная, уверенная походка, счастливая улыбка на устах – это день должен стать идеальным.
Буквально за половину часа всё действие переместилось к церкви. Церемония началась.
На эту свадьбу пришли почти все жители деревни. Толпа выглядела оживлённой, торжествующей. Свадьба в деревни всегда была очень ярким и запоминающимся событием.
Вот уже жених с невестой стоят у венка и обмениваются кольцами. Лучи солнца нежно падают на лица будущих супругов.
– Согласны ли вы, Фёк…, – начал произносить священник
– Она убийца! – раздался чей-то голос из толпы.
Голос был женский, но довольно низкий. Он отличался особой встревоженностью и торопливостью. Женщина средних лет выбежала к алтарю. Она была одета в чёрные длинные лохмотья, покрывавшие её босые ноги.
– Их всех убила она! – сначала громко прокричала, а затем не менее звучно засмеялась незнакомка.
В толпе пошёл шопот. Кого-то охватила паника, кого-то тревога, а кого-то – искренее любопытство.
Жених стал сам не свой. Он велел прогнать незнакомку подальше отсюда; та лишь злобно улыбалась.
– Она проклята… Все они прокляты… – неспешно и нежеланно уходя прошипела она.
Вокруг венчающихся образовалась гробовая тишина. Все уже были не на шутку встревожены. Одна невеста все это время стояла с холодным, каменным лицом.
А вдалеке ещё виднелась уходящая чёрная фигура женщины. На мгновение она замерла.
– Да будет месть! Прольётся кровь! – громко закричала она и растворилась в воздухе.
Чёрный ворон взлетел на самую крону дерева, осмотрелся и полетел на запад, туда, где умирает солнце.
Тишина церемонии постепенно заполнялась нарастающим шепотом.
– Продолжим? – спросил священник.
В ответ была тишина.
Через пару минут Фёкла сказала:
– Продолжайте. Всё хорошо.
Её муж, невысокий полный человек лет пятидесяти, наконец-то приобрёл спокойный, собранный вид. Это был богатый купец, похоронивший уже трёх своих жён. Он был очень скрытным человеком, однако жизнь его была роскошной. Никто из сельчан не знал, как Фёкла познакомилась с ним.
Наконец, возлюбленные обвенчались, поцеловались и выпили вина. День был в самом разгаре. Праздный обед удался на славу. Как говорится, пир на весь мир.
Только Марта грустно сидела в стороне в тени берёзы. Нет, она искренне радовалась за свою мать, вот только что-то её очень беспокоило. Если бы только она могла об этом не знать или просто забыть.
577 год н.э.
– Быстрее! Быстрее! Не отставай!
Женщина с дочерью бежали по лесу, босиком, по колкому покрову хвои. Их одежда была очень старой, во многих местах рваной. На лицах застыло выражение испуга. Пятки были уже истёрты в кровь, но они продолжали бежать.
Вслед за ними гнался человек с ножом.
– Ведьмы! Сдайтесь добровольно, и я помилую вас!
Но они всё бежали. Они бежали, пока в них были силы, они бежали, пока ещё могли.
Внезапно женщина споткнулась о старый дубовый корень, которому стало тесно в покровах почвы. Упав, она сказала: «Беги, Фёкла, беги».
В ту же ночь над лесом поплыл дым языческого костра. И только вороны громко каркали, сидя на макушках дубов.
Время шло к вечеру. Пиршество утихло. В доме Николая, теперь уже мужа Фёклы, тихо играла пластинка Бетховена. Николай сидел на большом диване с расписными подушками и пил чай, привезённый им из Индии.
Солнце покорно стояло на линии горизонта, освещая окна особняка розовым пламенем.
– Фёкла? Фёкла? – раздался протяжный голос мужа.
Эхо его голоса поднялось по лестнице, забралось на второй этаж и проследовало по всем трем комнатам, но отклика не нашло.
– Фёкла! – уже раздражённо и отрывисто крикнул Николай.
Он сделал глубокий вдох и продолжил звать свою жену. Её не было в доме. Уже, уже её не было и снаружи.
__________
Озеро Куль было окружено хороводом поникших, плачущих ив. На самом берегу в последних лучах заката смотрела на своё отражение Фёкла. Недалеко от неё расположилась Марта.
– Пора? – грустным, но понимающим голосом спросила она.
– Да, пора. Моё солнышко, ты еще встретишь меня, но моё время пришло.
Фёкла посмотрела на отражение в воде. Там была юная девушка с роскошными золотыми волосами, которая протянула ей руку.
Фёкла обняла Марту и отдала ей свои украшения, подаренные на свадьбе.
_____________
– Марта! – закричал Николай. – Где, я не понимаю, твоя мать?
На втором этаже послышались шаги. Марта спускалась по лестнице к отчиму. Это была совсем юная, очень худая девушка лет 15. Она была невероятно похожа на свою мать: всё та же походка, улыбка, манеры и, главное, тот же взгляд.
Подойдя к Николаю, она сказала:
– Последний раз я видела её на торжестве, затем я собирала на лугу ягоды. Я не знаю, где она.
– Пошли кого-нибудь из холопов за ней. Матвея пошли. Он на заднем дворе сейчас лошадь моет. Путь приведёт её ко мне.
– Хорошо, – ответила Марта и удалилась.
___________