Весна была буйная, цветущая, юная, красивая. Она светилась лукавыми девичьими улыбками. Невозможно было жить в те дни без любви и счастья. Хотелось петь и смеяться. Хотелось смело и крепко обнимать своих избранниц. Хотелось кружить их в танце и осыпать полевыми цветами. И ничто этому не мешало.
В этом кипящем безумии жизни все мы дружно и радостно готовились к встрече великого майского Дня Победы.
Приближался час, когда каждый из нас сможет гордо встать в единый стой с героями своей семьи, с героями нашей Родины. Мы готовили портреты своих родных. Мы заранее прилаживали на грудь георгиевские ленточки. Мы рассказывали друг другу о боевой судьбе солдат.
Один из моих товарищей был грустен. Его родной дед, рядовой боец, прислал последнее письмо с фронта в апреле 1942 года из-под города Ржева. А более – ни слуху, ни духу. Ни похоронки, ни извещения о том, что пропал без вести. После победы домой он не вернулся. Сохранилась лишь довоенная фотография.
Вот что мне удалось о том солдате выяснить.
Рыжих Петр Антонович родился в 1902 году в селе Ильинка Воронежской губернии, что раскинулось на берегах реки Тихая Сосна, которая несет свои воды к вольному Дону. Родители его и он сам крестьянствовали.
Места те, бывшие некогда пограничными, раскинулись меж диким поле и лесостепью. Заселены они были с давних пор. Бывали там и легендарные скифы, и кровожадные гунны, и хазары, и печенеги, и половцы, и наши предки – славяне.
В 1585 году от Рождества Христова по велению Царя всея Руси и Великого Князя Московского Федора Иоанновича Блаженного (сына Ивана Грозного) при впадении реки Воронеж в реку Дон была основана порубежная крепость Воронеж.
Позже, в 1696 году, царь Петр Алексеевич строил там галерный флот, первые российские боевые корабли, ради победы славной в Азовских походах против турок.
А в пылающем 1919 году в тех степях сошлись насмерть в кровавой кавалерийской рубке: красные конники под командой прославленного комкора Семена Михайловича Буденного и сыны Тихого Дона, ведомые грозным атаманом Константином Константиновичем Мамонтовым.
Отпылали войны и смуты.
Пели в вышине жаворонки. Созревала гречиха. Живи да работай. Люди играли свадьбы, растили детей, покупали обновки, пели песни.
На поля вышли тракторы. В сельских клубах крутили кино. На столбе возле колхозного правления хрипел рупор радиовещания.
В начале тридцатых годов Петр Антонович Рыжих женился на соседской девушке красавице Анне Андреевне. Родился у них сын Митрофан.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.
Петру Андреевичу Рыжих исполнилось 39 лет.
Время было трудное и жестокое. Враг наступал. Самолеты с черными крестами на крыльях бомбили наши города. Красная армия с тяжелыми боями и горькими потерями отходила на восток. Мы оставляли свои дома, колхозные поля, людей, нашу родную землю.
22 августа 1941 года Рыжих Петр Антонович Алексеевским райвоенкоматом Воронежской области был призван в ряды Красной Армии. Служить ему довелось рядовым бойцом в 906-м стрелковом полку 243-й стрелковой дивизии.
Дивизия была не совсем обычная.
В конце июня 1941 года Ставка Главного командования приняла решение – для отправки на фронт в действующую армию сформировать из состава пограничных и других войск НКВД пятнадцать стрелковых дивизий, из них шесть стрелковых дивизий спешно, в самое короткое время.
Первые шесть формируемых дивизий, в том числе и 243-я стрелковая дивизия, предназначались фронту резервных армий для использования в критический момент на решающем направлении.
243-я стрелковая дивизия формировалась в период с 28 июня по 14 июля 1941 года в городе Ярославле из маршевых команд пограничных и оперативных войск НКВД. Она имела в своем составе 906-й стрелковый полк, 910-й стрелковый полк, 912-й стрелковый полк, 775-й артиллерийский полк.
Бывший политрук стрелковой роты 243-й стрелковой дивизии, закончивший после войны службу полковником в рядах Советской Армии, Н. И. Афанасьев вспоминал:
«Наша 243-я стрелковая дивизия, вошедшая в состав 29-й армии, формировалась в июне – июле 1941 года в городе Ярославле из личного состава пограничных и отчасти внутренних войск.
Офицерский состав прибывал с границы, в основном из Средней Азии и Закавказья. Рядовой и сержантский состав комплектовался за счет новобранцев призванных по мобилизации.
Формирование полков дивизии было проведено в самые сжатые сроки, с большой поспешностью. Без промедления батальоны и полки были погружены в эшелоны. Курс – действующая армия. Формирование и выдвижение дивизии к линии фронта были настолько ускорены, что даже не нашлось времени для торжественного принятия военной присяги бойцами, призванными из запаса. Принималась присяга в пути следования на фронт и на боевых позициях».
(«Страницы истории 243-й стрелковой Краснознаменной дивизии».
Ярославль. Верхневолжское издательство. 1972 г.)
Первым командиром 243-й стрелковой дивизии был назначен начальник штаба погранвойск Грузинского пограничного округа генерал-майор Ф. Н. Пархоменко.
Еще до прибытия красноармейца Рыжих Петра Антоновича к месту службы, в начале сентября 1941 года, дивизия успела пройти славный боевой путь.
17 июля 1941 года 243-я дивизия вошла в состав 30-го стрелкового корпуса.
Но уже 20 июля 1941 года дивизия была передана в состав 29-й армии Западного фронта, которая поспешно формировалась на базе управления того же самого 30-го стрелкового корпуса.
Вот в составе этой вновь сформированной 29-й арми 243-й стрелковой дивизии и предстояло сражаться на фронтах Великой Отечественной войны.
В течение последующей недели дивизия совершала двухсоткилометровый пеший марш к городу Торопец, что расположен на западе Калининской области.
С 26 июля 1941 года части дивизии вели тяжелые оборонительные бои к югу от города Торопец и на левом берегу реки Волга на участке Ржев – Старица.
26 июля 1941 года, форсировав Западную Двину, 243-я стрелковая дивизия перешла в наступление.
Вновь назначенный Командир дивизии генерал Ф. Н. Пархоменко лично с беспримерной отвагой возглавлял атаки одного из батальонов на направлении 906-го стрелкового полка, в результате чего полностью потерял управление всеми остальными частями дивизии.
Исключительно храбрый генерал, преданный партии коммунист, честный и порядочный человек – будучи толковым пограничником Н. Ф. Пархоменко не имел опыта командования стрелковой дивизией в полевом бою.
Наступление захлебнулось. Наши полки понесли большие потери. Их остатки, активно преследуемые контратакующим противником, отчаянно огрызаясь арьергардными боями, отходили на исходные позиции и отступали далее на восток.