27.07.2018 Москва – Мадрид – Сарагоса
Жуткая жуть в Шереметьево в конце апреля этого года произвела на нас сильное впечатление. Чтобы снова не улетать в таком авральном режиме, мы заказали такси на 3 часа ночи. И, разумеется, в этот раз никаких проблем не возникало. Дороги в ночной летней Москве оказались пустыми, на подъезде к аэропорту пробок не наблюдалось, а на регистрацию стояло не более дюжины человек. «Генералы всегда готовятся к прошлой войне».
В терминале Е кое-что переделали. Появился спуск в тоннель под лётным полем, ведущий в северную часть аэропорта. Мы зашли в «Шоколадницу», расположились на диване у дальней стены и позавтракали. Потом Натка гуляла по южному кластеру Шереметьево, а мы с Андреем полезли в интернет. Обычные таблички «Шоколадницы» с паролями к их собственному Wi-Fi пропали со столов вместе с этой сетью. К бесплатному аэропортовскому вайфаю подключиться почему-то не удалось. К счастью, наш официант сообщил пароль от сети «Кофемании», что расположилась по соседству.
Когда сели в самолёт, выяснилось, что салон заполнен от силы на три четверти. Неужели Испания больше не в фаворе у наших соотечественников? Долетели без приключений. В аэропорту Барахас приземлились даже на десять минут раньше, чем ожидалось, но эти десять минут самолёт катался по лётному полю. Странно, что сразу в Мадрид не завёз!
Все положенные формальности прошли быстро, дождались своего багажа и отправились на стоянку такси. Домчались за пятнадцать минут. В полдень мы уже входили на вокзал Аточа. Из ботанического сада в старом здании станции убрали прудик с черепашками, поэтому данное место потеряло часть своего очарования. Мы перекусили в вокзальном кафе «La Barrila» кальмарными кольцами и крокетами с беконом и помидорами, затем отправились искать свой поезд.
AVE-TGV № 19725 уже стоял на путях. Нашли свой вагон, на котором было указано, что следует он в Сарагосу. Сели на места, а потом Натка увидела на мониторе, что этот поезд идёт в Барселону, а затем в Марсель. Про Сарагосу уже ничего не указывалось, поэтому Натка начала волноваться, что мы приедем не туда. И волновалась до самого прибытия в пункт назначения.
Пока ехали, смотрели телесериал, под который я благополучно уснул, а заодно наблюдали, как температура за бортом повышалась. Через час 25 минут, когда поезд прибыл в Сарагосу, термометр уже показывал +38ºС! В здании вокзала это никак не ощущалось, а вот когда вышли на улицу, сразу почувствовали, каким горячим был воздух! Таксист не выключал кондиционер в салоне машины ни на минуту.
Поселились в «Hotel Alfonso Zaragoza». В этой гостинице оказалось дешевле взять на троих два номера, чем оплачивать трёхместный. Натка долго выбирала, в каком из этих номеров она хотела бы ночевать. В конце концов, с видимой неохотой, она поддержала моё решение отправить Андрея в меньший, а нам расположиться в большем.
В этой гостинице два бассейна. Когда мы поднялись на крышу, то обнаружили, что там в воде плюхалось столько людей, что иначе чем супчиком тот бассейн назвать было нельзя. Да и духотища на крыше стояла неимоверная. Спустились в подвал – а нижний бассейн закрыт без указания каких-либо причин. Так что поплавать после долгой дорожки не получилось.
Отдохнув немного, мы отправились гулять по Сарагосе. Этот город был основан римлянами между 25 и 12 годами до н.э. под именем Colonia Caesaraugusta, хотя поблизости как минимум двести лет существовал иберийский город-государство Salduie. Впоследствии оба населённых пункта слились между собой. Кесарагуста процветала, поэтому обзавелась всеми положенными имперскими постройками: форумом, театром, термами и городской стеной. Здесь функционировал свинцовый водопровод. В 380 году в Сарагосе даже собирался церковный собор, на котором епископы со всей империи осудили различные еретические учения.
В V веке н.э. форум и театр оказались заброшены, а камни из этих сооружений использовались местными жителями для укрепления своих домов. Крепостные стены некоторое время защищали Кесарагусту от нападений варваров, однако же в 472 году город был захвачен вестготами и вошёл в состав королевства Эйриха, сына Теодориха, погибшего на Каталаунских полях.
Те же самые крепостные стены защитили город от нападения франков в 541 году, но вот для мавров под командованием Мусы ибн Нусайра преградой они не стали. В 714 году армия правоверных взяла город без боя. Он получил новое название, Медина аль-Байда Саракуста, и стал базой для нашествий мавров на север. В 778 году Саракусту безуспешно штурмовал Карл Великий, но был вынужден отвести войска в страну басков. Саракуста входила в состав Кордовского халифата, а в 1013 – 1110 годах сделалась столицей независимого государства Taifa de Zaragoza. Здесь проживало примерно 25 тысяч человек.
22 мая 1118 года к Саракусте подступила армия короля Арагона Альфонсо I. Римский папа даже провозгласил ради этой кампании отдельный крестовый поход. Вместе с испанцами в него отправилось большое количество французов под руководством Гастона IV, виконта Беарна. После длительной осады 18 декабря 1118 года город перешёл под контроль христиан. Владетелем Саракусты, которая стала называться Çaragoça, Альфонсо I назначил Гастона.
Сарагоса скоро сделалась столицей Арагонского королевства. В этом качестве она процветала почти четыре века, хотя на развитии города не могло не сказаться выселение мавров за пределы городских стен. Еврейские погромы 1391 года не затронули Сарагосу, но век спустя католические короли приняли Альгамбрский эдикт, высылающий евреев из страны, а в начале XVII века Филипп III депортировал из Испании и морисков, крещёных мусульман. Для Сарагосы, потерявшей столичный статус, это стало сильным ударом. Ещё сильнее её подкосила французская интервенция в 1807 – 1814 годах. Но с течением времени город сумел оправиться и начал бурно развиваться. В 1900 году благодаря миграции сельских жителей здесь проживало уже 100 000 человек. Ныне Сарагоса – пятый по количеству населения город Испании и четвёртый – по экономическому значению.