Предлагаемое пособие адресовано студентам бакалавриата технических специальностей. Его цель – подготовить студентов к работе с научно-технической учебной литературой, к участию в занятиях по специальности, научить их работать с научно-техническим текстом на русском языке.
Учебное пособие предназначено для введения и активизации языкового материала в устной и письменной формах, для развития навыков чтения и конспективной записи прочитанных текстов.
Отбор конструкций научной речи, представленных в пособии, проведен на основании стандартов научного стиля речи, а также принципа частотности и распространенности конструкций.
Текстовый материал соотнесен с программным материалом, изучаемым в техническом вузе.
Задания повышенной сложности отмечены знаком *.
Предполагается, что большая часть работы по конспектированию выполняется студентами самостоятельно с последующим анализом в аудитории общих ошибок студентов.
Работа, связанная с чтением, направлена на развитие навыков и умений главным образом ознакомительного чтения, умений ориентироваться в языковом материале текста, на развитие навыков работы со словарями.
Материал пособия рассчитан на применение в часы СРСП и дает возможность гибкой организации учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей студентов.
Научный стиль речи, его особенности
1. Прочитайте текст. Расскажите об особенностях научного стиля речи, об истории его формирования.
Языковые особенности научного стиля объясняются предназначенностью научных текстов для передачи объективной информации о природе, человеке и обществе. Научный стиль обеспечивает ясность, точность, объективность, недвусмысленность, логичность и доказательность изложения, воспроизводимость излагаемых научных результатов другими учеными, полноту информации и т. д. Наиболее ярко проявляется в письменной форме речи, но с развитием просвещения и практики проведения научных конференций активно проникает и в устную речь.
В лексике, словообразовании и морфологии для научного стиля характерны применение терминов и слов с абстрактным значением, предпочтительное использование имен существительных. Из падежей чаще всего употребляются родительный и именительный. Часто используются формы настоящего времени и 3-го лица глагола, причастия и деепричастия, страдательный залог.
В синтаксисе научного стиля используются все возможные типы словосочетаний, разнообразные сложные предложения и сложное синтаксическое целое.
Научная речь как функциональный речевой стиль – явление сравнительно новое. Даже в самых развитых языках, к которым принадлежит и русский, его историческое формирование не завершено. Развитие научной речи связано, с одной стороны, с определенным уровнем развития и накопления знаний в обществе, с другой – с уровнем развития русского языка. В древние века, в детские свои годы, наука существовала как «философия» – «мудролюбие» (греч. «фило» – люблю и греч. «софос» – мудрость). Накопленные ею знания были невелики по объему и настолько элементарны, что знания ученого ненамного превосходили коллективный опыт «неученой» части общества. Наука не была профессиональным трудом, скорее интеллектуальным развлечением. Философия древности не отделялась от искусства, литературы и ораторского мастерства. И ученые того времени пользовались общеупотребительной речью: произведения Платона, например, написаны в форме диалогов мудрецов, а труды Плутарха написаны в форме повествований, где история сочетается с мифологией, легендами и дополняется личным мнением автора.
В средние века наука была тесно связана с религией и стилистически во многом подчинялась стилю церковных книг, проповедей. Научные трактаты часто писались на чужих, «книжных» языках – греческом, латинском, арабском.
В эпоху Возрождения прогресс науки привел к выделению многих ее областей, к формированию специальных терминологий. Однако в то время европейские ученые еще довольно часто пользовались не родным, а латинским или греческим языками. Именно этим объясняется большое количество грецизмов и латинизмов в современной науке, где они уже выступают в качестве интернационализмов. Научные произведения Возрождения нередко создавались в стихах, с богатыми образами, метафорами, различными риторическими фигурами.
В эпоху Просвещения язык науки (особенно естествознание) заметно отходит от художественной речи, хотя и весьма близок к ораторской, что связано с самим характером просветительства. Именно в этот период происходит переход на национальные языки, так как накопленные знания уже не вмещаются в рамки древнего чужого языка. К этому времени относится деятельность М. В. Ломоносова, родоначальника научного стиля русской речи. Всестороннее знание русского языка, широкая осведомленность в точных науках, прекрасное знакомство с латинским, греческим и западно-европейскими языками, литературный талант и природный гений позволили Ломоносову заложить верные основания русской технической и научной терминологии. Именно Ломоносов положил начало русскому научному языку.
В эпоху капитализма появляется значительный слой научно-технических кадров, научное общение становится регулярным и деловым, и это способствовало освобождению научного языка от «поэтизмов». Однако многие монографические издания того времени представляют собой лишь частично обработанные тексты публичных университетских лекций и курсов. Кроме того, крупнейшие русские дореволюционные ученые были в большинстве своем просветителями, пропагандистами. Именно поэтому русский научный стиль того времени содержит много элементов ораторской речи.
После революции резко изменилось положение науки в обществе. Язык науки еще более разделился на множество научно-специальных подъязыков, стал более стилистически «чистым», «строгим» и приобрел те черты, которые представлены в современном научном стиле русской речи, изучаемом нами в настоящее время.
2. Прочитайте микротексты 1 и 2. Определите, к какому стилю принадлежит каждый из них.
1) На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес; он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный в два обхвата дуб, с обломанными, видно, давно суками и с обломанною корой, заросшею старыми болячками. С огромными своими неуклюжими, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца (по Л. Н. Толстому).