Весна подступила незаметно и для Вадима оказалась не самой лучшей. Задерживались испытания новой зерноочистительной машины вторичной очистки с улучшенными показателями, и он буквально ночевал в цехе, пытаясь со своим небольшим коллективом устранить мелкие недоработки, которые мешали приступить к снятию показаний. Результаты полученного тестирования должны были определить качество работы изготовленного агрегата. Такими установками оснащались крупные элеваторы, где необходимо было производить тщательную очистку зернового материала перед тем, как он будет заложен на хранение или использован для производства круп, муки, фуража. Последняя модель, в создании которой Вадим принимал непосредственное участие, как наладчик, вобрала в себя самые последние достижения современной техники и автоматики. В экспериментальном цехе механического завода он оказался не случайно. На последнем курсе техникума он проходил практику в одном из цехов, и руководство обратило внимание на смышленого активного практиканта, ему по окончании учёбы предложили возвратиться сюда на работу. Но зачастую не от нас зависящие обстоятельства вносят свои коррективы: после получения диплома Вадима сразу призвали в армию.
Отдав Родине положенные два года службы, он пришёл на предприятие, не рассчитывая уже особо на успех, но здесь как раз, происходила реорганизация – создавалась производственная площадка, которая была непосредственно связана с отделом проектирования НИИ машиностроения. Уже знакомый ему начальник назначался руководителем экспериментального цеха по выпуску новых современных агрегатов. Он сдержал своё слово и взял Вадима к себе. Так начался трудовой этап в его жизни!
Вадим был иногородним, родители жили в небольшом селе в области и работали в совхозе, поэтому ему было предоставлено место в общежитии завода. Как молодого специалиста его сразу поставили в очередь на получение квартиры. Через год он поступил на вечернее отделение в институт по своему профилю. Трудиться Вадим начинал обычным слесарем-наладчиком, несмотря на то, что имел среднее техническое образование. Независимо от того, чем занимался, к работе относился с полной ответственностью и серьёзностью. Работал увлечённо, его всегда привлекало что-то новое, интересное, необычное, и в процессе своей трудовой деятельности, при разработке и внедрении новой модели, он даже попытался внести предложение по упрощению привода. Сначала на его инициативу не обратили особого внимания, но затем один из ведущих инженеров-проектировщиков, внимательно изучив и проработав его пожелания, пришёл к выводу, что такое конструктивное решение может быть более эффективным. Он похвалил Вадима, а руководство отметило за рационализацию, и после Нового года было принято решение назначить его мастером электромеханического участка.
Так в его подчинении оказались люди, с которыми он ещё вчера занимался установкой и наладкой оборудования. С некоторыми из них он жил в одной комнате, но его изменившееся положение никак не повлияло на взаимоотношения между ними.
Они, как и прежде, обращались к нему просто по имени, хотя начальник цеха сразу намекнул, что на производстве существуют определённые правила общения, поэтому во время работы к слову Вадим добавилось слово Викторович. В новой роли он чувствовал себя вначале неуверенно, непривычно, напряжённо, но быстро освоился, тем более что коллектив, с которым работал, старался его поддержать. В диспетчерской, где были рабочие места для мастеров, ему выделили стол, за которым он подписывал наряды и оформлял другие документы. Функциональные обязанности также изменились. Теперь от него требовалась точная формулировка и разъяснение задания, осуществление контроля проделанной работы и передача результатов по инстанциям. Ответственность при этом многократно увеличилась. Незаметно пролетели три последних месяца, и Вадим постепенно стал привыкать к новой должности и новым требованиям.
Вечера у него были в основном заняты лекциями в институте, даже в субботу иногда проходили семинарские занятия, но всё же двумя вечерами он мог располагать по своему усмотрению – в среду и воскресенье занятия не проводились. Иногда, под настроение, он с ребятами из общежития ходил на танцы в Дом культуры «Прогресс».
Внешне Вадим был броским парнем: шатен с правильными чертами лица, рост под метр восемьдесят, спортивного телосложения; во время учёбы он серьёзно занимался плаванием, имел первый спортивный разряд. Поддерживал форму, увлекаясь силовыми упражнениями, и лёжа поднимал штангу больше собственного веса. Особых проблем знакомства с девушками не испытывал, по характеру был сдержанным и немногословным, обладал чувством юмора и хорошей эрудицией.
Попытка знакомства обычно происходила на танцплощадке, где Вадим активно старался добиться расположения приглянувшейся девушки. Если ему это удавалось, то, к своему удивлению, через какое-то время он обнаруживал странные явления: вместо яркой влюблённости и пылкой страсти он постепенно начинал претерпевать состояние непонятной подавленности и равнодушия.
В дальнейшем либо всё заканчивались ничем, либо перерастало в типичные дружеские контакты – до серьёзных отношений дело не доходило, да и эти знакомства носили непродолжительный характер. Вадим понимал, что главным виновником такого рода развития событий являлся именно он, но что-либо изменить в себе не стремился. Если девушка не принимала его знаков внимания, ухаживаний, то разочарований и болезненных страданий особенно не испытывал. Успокаивал себя просто: «Не мой типаж!..»
В один из воскресных вечеров, после напряжённой рабочей недели, Вадим всё же решил себя развлечь и, недолго думая, направился в Дом культуры. Войдя в фойе, он обратил внимание, что молодёжь практически отсутствовала, в основном прогуливались люди среднего и пожилого возраста, да и их было немного. Через минуту он нашёл объяснение этой ситуации. Прямо в центре фойе висело красочное объявление, в котором говорилось, что сегодня танцевальный вечер отменяется, и всех желающих приглашают на выступление народного хора.
Особого настроения слушать народный хор у Вадима не было, вряд ли юноши его возраста испытывали трепетное чувство к хоровому пению народных песен – он не был исключением и поэтому направился к выходу. За спиной неожиданно услышал:
– Молодой человек, вы не могли бы нам помочь?
Повернувшись, увидел, что рядом стоит девушка в белоснежной блузке с лёгким кружевным жабо и в чёрной плиссированной юбке, придававшей её стройной фигуре элегантный вид. Улыбаясь, она внимательно смотрела на Вадима, ожидая его реакции, а он от неожиданности, очарованный её приятным мелодичным голосом и завораживающим взглядом светло-зелёных слегка застенчивых глаз, просто не в состоянии был что-либо произнести.