Я выступаю от всей семьи и рода Тутовых.
Род наш очень древний.
Боярским детям Тутовым еще царь Алексей Михайлович платил жалованье. С начала XVII века они охраняли пограничные рубежи на территории нынешней Курской области, где проходила Засечная черта[1], держали оборону от поляков и крымских татар.
Существует легенда, что мои предки пришли в свите Марии Темрюковны, жены Ивана Грозного.
Тутовы – русские казаки, но фамилия эта кабардинская. Лет 500 назад они вышли из Кабарды служить русским царям. Потом служили в линейном Кубанском казачьем войске, некоторые родственники Тутовых попали в Донское войско.
А по маминой линии мы из села Слободчиково, что находится в Ленском районе Архангельской области. Фамилия – Митяшины.
На Севере фамилия Тутовы почти не встречается. Большинство однофамильцев живет либо на Северном Кавказе (Ставропольская и Ростовская области и Краснодарский край), в Красноярском крае, под Оренбургом, либо в Курской области (то есть на казачьих территориях).
Мой прапрадед Ермолай Тутов – герой Русско-турецкой войны. Он получил два «Георгия». Были у него и другие награды.
Начиная с него, мои предки дослуживались до старших офицерских чинов.
О периоде с XVIII до середины XIX века подробной информации, к сожалению, нет.
Родной брат моего деда Петр Тутов – герой Первой мировой войны. Среди его наград – «Святые Анны», «Станиславы» всех степеней, оружие «За храбрость». Он закончил Первую мировую войсковым старшиной, потом принял сторону «единой и неделимой», служил у Деникина, стал полковником, командиром дивизии. Погиб он в 1919 году в боях с большевиками.
А дед Никита в возрасте 19 лет стал сотником (командиром «Чертовой сотни») в отряде героя Гражданской войны со стороны «красных» – Кочубея, получил орден Красного Знамени. Но ему после войны припоминали родство с белогвардейским командиром.
О его жене (моей бабушке) почти ничего не известно, она умерла молодой. Звали ее Мария, в девичестве Миронова. Папе тогда было лет шесть-семь, когда он остался без матери.
Никита Ермолаевич Тутов
Петр Ермолаевич Тутов
Мария Тутова (в девичестве Миронова), мать Николая Никитовича Тутова
Александра Васильевна Митяшина, мать Антонины Александровны Тутовой (Митяшиной)
Антонина Александровна Тутова (Митяшина) – мать Владимира, Александра и Светланы Тутовых
Николай Никитович Тутов в Волгограде.1976 г.
Н. Н. Тутов и его сын Саша на ВДНХ. Москва. 1971 г.
Двор в станице Песчанокопской
Николай Никитович Тутов, директор Котласского силикатного завода
Слева направо: Антонина Александровна и Николай Никитович Тутовы среди друзей на юбилейном вечере. 1976 г.
Света и Саша Тутовы (сидят на мотоцикле, Саша – за рулем)
Владимир и Александр Тутовы
Александр Тутов, студент мединститута
Александр Тутов с сыном Никитой (внуком Н. Н. Тутова)
Александр Тутов с дочерью Валерией Ермаковой (Тутовой) – внучкой Н. Н. Тутова
Младшая дочь Александра Тутова Милана (внучка Н. Н. Тутова)
Антон (слева) и Николай Стрельниковы (внуки)
Слева направо: Антонида Стрельникова – жена Антона Стрельникова, Игорь Стрельников (зять Н. Н. Тутова), Светлана Стрельникова (Тутова) (дочь Н. Н. Тутова) и Антон Стрельников (внук Н. Н. Тутова)
Игорь Стрельников (зять Н. Н. Тутова) и Николай Стрельников (внук Н. Н. Тутова)
Дочь Н. Н. Тутова – Стрельникова (Тутова) Светлана Николаевна
Антонина Александровна Тутова на своем дне рождения с детьми: слева направо (стоят): Александр, Светлана, Владимир
Старший сын Н. Н. Тутова Владимир Тутов (1956–2018)
Слева направо: внуки Н. Н. Тутова – Николай Стрельников, Антон Стрельников, племянник Н. Н. Тутова – Михаил Кажан, сын – Александр Тутов
Мой отец рано стал полусиротой, и его воспитывали дядя Алеша и баба Люба как родного (своих детей не имели), деда Никиты долго не было дома.
Дядя Алеша – герой Великой Отечественной войны, получивший орден Красного Знамени под Сталинградом за спасение «катюши» из окружения. «Катюши» не должны были доставаться врагу. У него было три ордена Красного Знамени, ордена Отечественной войны, Красной Звезды – около 11 орденов и боевых медалей. Он всю войну так и служил на «катюше».
А баба Люба была сестрой моего деда Никиты.
В детстве мы почти каждое лето ездили к ним, они были нашими родными дедушкой и бабушкой. До сих пор сохранились детские воспоминания: персики, абрикосы, груши, которые я срывал лежа, на крыше, арбузы на бахче, куры, гуси, утки, индюки во дворе в превеликом множестве. А деревья с грецкими орехами и тутовые деревья росли везде. Их плодами мог пользоваться любой, кто захочет. Не нравилась только жара под сорок градусов. Тогда я ложился под стол в большой комнате – там было прохладнее.
Отец попал еще подростком на оккупированную территорию. Дед в это время руководил участком оборонных работ под Ростовом-на-Дону и на одном из собраний, когда ему сказали, что надо быстрее копать траншеи, ответил: «Не с кем копать, у меня одни бабы да ребятишки». Ему в ответ: «А вы знаете, что товарищ Сталин сказал по этому поводу?» Тогда у деда вырвалось: «А пошли вы со своим Сталиным!..» Притом что он всегда относился к Сталину достаточно уважительно.
Это был просто эмоциональный всплеск, который выразился в этой фразе.
Действительно, работать было трудно. Ему тогда было 43 года. Однако кто-то «настучал», и его арестовали.
Когда немцы пришли в Ростов-на-Дону, они выпустили всех из тюрьмы, а ему предложили стать бургомистром (немцы тогда с казаками заигрывали. Гитлер уверял, что существует два арийских народа – немцы и казаки).
Он отказался, считая это предательством, и тогда его отправили в Германию.
Гнали их пешим ходом по дороге, путь пролегал и через родную станицу.