У меня угнали машину. Прямо среди жаркого июльского дня около Московского рынка, где я имел счастье припарковаться, чтобы сделать покупки. Главное, что было обидно, в метрах ста от места происшествия дежурили ДПСники, несли, так сказать, бдительную службу. Как человек, ранее не попадавший в такие истории, я первым делом обратился за помощью к ним. После моего рассказа рослый парень в звании капитана быстро среагировал и в срочном порядке объявил по рации план «Перехват». Я, ни жив, ни мертв, сидел на заднем сиденье белого ВАЗ-2110 с опознавательными знаками, принадлежавшими Госавтоинспекции, наблюдая за происходящим вокруг.
– Сейчас мы отведем вас в отделение, к оперативникам по угону, – проговорил капитан, обращаясь ко мне. – Напишете заявление и все такое.
– Как вы думаете, – спросил я жалобным голосом, – найдется моя машина или уже с концами?
– Мой вам совет: не надейтесь только на оперативников, а ищите и сами. Поднимайте все знакомых, друзей, родственников. В общем, вы поняли меня.
В ответ я промолчал. «Спасибо, родимый, успокоил! На что же вы тогда нужны, если украденное нужно искать самому. Вряд ли среди моих родных и знакомых найдется тот, кто сможет навести на след моей черной «Лады-Гранты». Если бы кто-то из них состоял в какой-нибудь группировке, тогда еще куда ни шло. А так – пустая трата времени».
Оперативник по угонам, молодой человек лет двадцати семи невысокого роста в гражданской форме, сидел с закрытыми глазами в полусонном состоянии в своем кабинете в кресле доперестроечных времен с обшарпанной обшивкой. Когда дежурный по ГУВД провел меня в кабинет, «сыскарь» встряхнулся и, недовольно взглянув на мою кислую физиономию, пересел за рабочий стол.
– Ну что, «подарили» машину? – первое, что сказал оперативник с уходом дежурного, показывая на стул напротив стола.
– Если не поможете отыскать, получается так, наверное, – прослезился я, не глядя на него.
– Пишите заявление, – он передал мне чистый лист бумаги на пару с ручкой. – Машина-то новая была?
– Полгода успел поездить.
– Ну-у, – протянул «сыскарь», – тогда вам повезло. Некоторые вон вообще не успевают поездить. На той неделе женщина одна прибежала, тоже с Московского рынка, будь он неладен. Кое-как успокоили, ревет без остановки. «Ладу Весту» с мужем из Тольятти пригнали, сигнализацию поставили, противоугонную систему еще какую-то, ну и поехала она в республиканскую ГАИ, на учет вставать. Номера движка и кузова показала, документы сдала, а чтобы скоротать время, сразу, сам понимаешь, номера не дают, заехала на рынок. По ее рассказам, была там минут пятнадцать, и этого хватило угонщикам. Кстати, машина у вас на сигнализации была?
– Да нет, так только.
– И никаких «финтифлюшек» типа секреток не было? – удивился «сыскарь».
– Абсолютно ничего. Даже не застрахована.
– Однако рисковый вы человек, оказывается. Бросаете незащищенную машину где попало и без присмотра. Да, рисковый!
– Ну, хоть какие-нибудь шансы есть ее отыскать? – не утешался я, дабы не потерять хоть какую-то надежду.
– Будем искать, – заявил в ответ опер. – У меня этот рынок уже в печенках сидит. За эту неделю ваша машина четвертая.
– А предыдущие нашли? – я вопросительно взглянул на оперативника.
– Найдешь тут! С кем искать-то? Нас в отделе по угону всего двое, а угоняют стабильно и организовано. Вот я сейчас должен ехать с вами на место происшествия, оглядеться на месте, так сказать. Вообще-то там смотреть нечего, но дело не в этом, а в том, что туда даже не на чем поехать. Машину ни черта допросишься, а пешком много не намотаешь. Знаю, что угонами бригада занимается, но ее данными не располагаю. Один раз даже «приманку» сделали, поставили новенькую машину без номеров. Она так и простояла до закрытия рынка, хоть бы кто-то подошел. Не знаю, что и думать.
– Значит, кто-то их осведомил заранее, – сделал я вывод из сказанного сыщиком.
– Всякое может быть, – развел руками оперативник. – Написали?
– Да, написал, – ответил я и подал ему заполненное заявление.
– Так, так, подпись есть, дата есть – нормалек. Подождите пока в коридоре. Напарник мой придет, и решим, что дальше предпринять, – произнес в завершение опер, набирая по телефону какой-то номер. Напротив кабинета на стуле сидел лысоватый дядя лет сорока пяти и внимательно разглядывал сотрудников УВД Московского района, ходящих из кабинета в кабинет.
– Что, машину угнали? – спросил дядя, когда я расположился возле него.
– С чего это вы взяли? – поинтересовался я у любопытного собеседника.
– Да на лице у тебя написано, и гадать не надо, – и, не дождавшись ответа, продолжил, – из этого кабинета я, брат, десять дней назад сам такой же вышел. Вот пришел узнать, что там откопали. Хотя уверен, что ничего. У тебя машина новая была?
– Полгода ездил.
– Значит, новая еще, – определил собеседник. – Если через два-три дня не всплывет, потом вряд ли найдешь.
– Почему это не найдешь? – возмутился я в ответ.
– Перехват объявили? – задал встречный вопрос дядя.
– Конечно!
– Ну вот, пару часов гаишники будут тормозить схожие машины, а к вечеру остынут и все забудут или еще где-нибудь угонят машину, и появятся другие заботы. Все, искать больше некому. В компьютер сразу тоже не введут.
– Ну а эти что? – показал я кивком головы на кабинет оперативников по угону.
– Да брось! Ты наивный человек, я погляжу. Нужна им твоя машина сто лет. Они сейчас понапишут кучу бумаг для отчета, и делов-то.
– А сами-то чего ходите тогда к ним, раз уверены, что не найдут? – огрызнулся я.
– Да двоюродный брат надоумил, он бывший мент. Покружись, говорит, побольше около них, «пузырь» им поставь ради вдохновения. Ну а мне что, жалко, что ли, «пузыря»? Я машину свою не пожалел, «подарил», а тут «пузырь», делов-то…
– И что, взяли «водяру»? – спросил я.
– Взять – не покупать, кто же от такого откажется. Конечно, взяли. Правда, повозили по некоторым местам: два частных гаража осмотрели и один небольшой сервис на окраине города. Оперы с этих точек месяца три назад выудили угнанные машины, вот и вспомнили о них.
– Ничего не нашли?
– Какой же дурак второй раз туда полезет? Новое место найти не трудно, кругом столько гаражей пустует. Тут проблем нет, как нет проблем и в спросе, а покудова спрос есть, и угонять будут, естественно. Я чего сегодня пришел-то – в компьютер, понимаешь, еще не внесли, думаю, может, хоть это ускорят. Вчера с двоюродным братом заехал на пост при выезде из города, у него как раз знакомый гаишник дежурил, попросили посмотреть данные по моей машине. Нет, не внесли их, понимаешь, ждут, наверное, когда подальше ее перегонят, черт бы их побрал. Кому наши машины нужны, кроме нас? В том-то и дело, что никому.