Когда это было, когда это было,
Во сне? Наяву?
Во сне, наяву, по волне моей памяти
Я поплыву…
Николас Гильен
Пятая книга «В потоке творчества: творческие проекты» является естественным продолжением когда-то задуманного мною синтеза замыслов и идей Терентия Травника, которые буквально фонтанировали в жизни молодого, жаждущего кипучей творческой деятельности человека, легко оформляясь в динамичные творческие проекты, которые, как показало время, приобрели достойный статус на много лет вперёд. Сегодня большинство его замыслов в разных направлениях искусства оформились в продуманное творческое наследие и приобрели необходимую для этого известность, а тогда, во времена его юности «всё было впервые и вновь» и делалось одновременно: утром писались стихи, чуть позже картины, музыка, а вечером, когда день угасал, а вместе с ним уходили напряжение и заботы, наступало волшебное время отдохновения и свободы, когда самой душой в ночной тишине записывались идеи и фантазии, которые предлагала вселенная: зарождались новые замыслы, велись неторопливые беседы со звёздами, открывающими Травнику свои тайны…
В ноябре 1992 года в одном из писем к Елене Башмаковой Терентий напишет: «Я понял, что все мои творческие эксперименты – живопись, музыка, стихи, все они есть составные части только одного, что живёт и будет жить во мне – это страстная жажда божественного света, жажда великой и одновременно самой простой мудрости, жажда ощутить её и преклонить колено пред непостижимыми тайнами мироздания. Подобно радуге, где семь цветов сливаясь воедино, образуют белый, а точнее прозрачный цвет, все мои помыслы отныне устремлены к единому и единственному – к своему первоначальному – к тому ребёнку, который ещё не успел окончательно испугаться и разувериться в этом мире. Он слишком заждался, а потому я больше не имею ни права, ни возможности откладывать, я должен начинать…».
Приглашаю в путешествие по волнам памяти к самим истокам творческих проектов Травника, берущих своё начало в той беззаботной юности, выросшей из детства, когда всё было по плечу – и буквально «из ничего» затевались и играючи создавались миры, с некоторыми из которых читатель уже познакомился в предыдущих четырёх книгах семикнижья «В потоке творчества: «Художник», «Музыкант», «Поэт», «Путешествия и подвижничество».
В семье Терентия хранится необычное серебряное дерево, на ветвях которого символично висят вызревшие плоды, осуществлённых и воплотившихся в жизнь его креативных замыслов с 1988 по 2009 год, хотя началось все гораздо раньше, началось – с детства. Тогда в десятилетнем возрасте, им был создан самый настоящий телескоп, а ещё раньше вместе с приятелями в дворовой песочнице был построен настоящий песочный город с улицами, домами, деревьями и парками, реками и прудами, подземными ходами и даже электростанцией.
Терентий тогда выступил и вдохновителем замысла, и его главным архитектором. На это чудо детской фантазии приходили посмотреть взрослые и дети со всей округи. Собственно, это и были самые первые творческие проекты Травника. Но тогда все называлось просто – игра.
Учась в третьем классе, Терентий организовал с ребятами маленький институт, где после школьных уроков каждый «преподавал» для других то, что больше всего знал и любил.
А теперь, внимание! Были там – астрономия и история, биология и география, археология и… И это у тех ребят, кто ещё даже не закончил начальную школу! Таковы чудеса детства – настоящего детства. А ещё были походы и путешествие на плоту по Москве-реке… к истокам Миссисипи и многое, многое другое. Интересного было действительно в избытке и захлёстывало оно буквально через край, что не могло не вырасти во что-то бо́льшее. Спустя два десятка лет посеянное взошло и переросло в осознанную социальную деятельность, в служение людям, в те самые настоящие творческие конструкции, направленные на главное, что всегда было в Травнике – на любовь!
В одном из его писем 90-х читаю: «Возможно, из-за того, что внутри меня всегда все кипит, я пытаюсь искать некую гармонию и размеренность во внешнем. Усилием воли я вырабатываю спокойное и ровное поведение, которое также влияет на других, тем самым вокруг возникает некий относительный покой, который мне очень необходим. Нет, я не впадаю в спячку, поскольку у меня внутри все постоянно меняется. Я пытаюсь фиксировать это внутреннее изменение, выводя его в живопись, музыку или содержательную беседу, пользуюсь любым творческим приёмом, который способен на данный момент отразить моё внутреннее и созвучное с ним внешнее. Когда не хватает этих средств, перехожу к другим плоскостям, таким, как фото, кино или театральное искусство. Во всей этой, до безумия интересной и захватывающей деятельности, я настолько отошёл от бытийных требований и указаний социума, что сейчас с большим трудом вписываю себя во внешнюю среду…».
А вписывать было надо, без этого нельзя, и Травник это, как никто понимал. «Робинзон», каждый раз выходящий на берег своего почти необитаемого острова, он всю свою юность искал приложения собственным силам и именно для людей. Сначала это было только для друзей и близких, но позже произошло чудо, и Терентий стал служить своим творчеством миру. Не хватало последнего – Бога, и он Его искал, искал долгих десять лет, искал – и нашёл! В 1990 году Травник крестился и с этого же года вышел, по его словам, на тропу служения людям собственным творчеством.
Очень скоро мы продолжим путешествие и более глубокое знакомство с разноплановыми проектами Терентия Травника, каждый раз открывая для себя нового и неизвестного доселе и мастера, и его удивительное творчество. Благодаря врождённым организаторским способностям Терентия, его умению учитывать всё до мелочей, отшлифованному в длительных и дальних путешествиях по России, всем его проектам, вопреки многосложности компонентов, присуща лёгкость.
Отправная точка по маршруту знакомства с творчеством моего героя начинается с первого живого и широкомасштабного проекта «Modusart», который Терентий организовал со своими друзьями с привлечением музыкантов, поэтов, художников и артистов. Тогда ему чуть больше тридцати четырёх лет. Несколько позже мы обязательно перейдём к другим его известным работам, а пока начнём – с первых и интернет-сайтов – Delon`ь, Le`mur, Svetez, «Театр Травник», Pointe, P&P, Vano и обязательно познакомимся с малоизвестным, закрытом проектом с Двамалом по увековечиванию памяти ушедших от нас людей. Ждёт читателей и традиционная встреча с коллекцией литературных портретов современников Терентия, знакомство с некоторыми его фантазиями и идеями, письма и мнения почитателей его творчества и, конечно же, много чего ещё, характеризующее кипучую внешнюю деятельность нашего мастера.